После формулировки темы определили причину травли «гадкого утенка»: он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?
– Да!
Просмотр первого отрывка художественного фильма «Чучело» показал, что Лена Бессольцева – это наш «гадкий утенок», за что ей и дают обидное прозвище «Чучело». В следующем фрагменте мы видим, как главная героиня берет на себя чужую вину. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Ребята сопереживали главной героине фильма, они понимали, что она незаслуженно терпит издевательства сверстников, так как взяла на себя чужую вину. Обсудили тактику, которую выбрала героиня для решения конфликта. Попытались предугадать поможет ли ей эта тактика. Предложили свои варианты: Как бы они поступили на ее месте. Попытались предположить пути выхода из конфликта.
Какие же ЧУВСТВА испытывает тот, на кого направлены негативные действия в процессе травли? Работая в группах, ребята выбирали эти чувства из предложенных на карточках, а также имели возможность дополнить своими вариантами.
Чем отличается конфликт от буллинга? Это был следующий вопрос занятия. Вместе с ребятами мы выделили 5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли (буллинга).
1. Главное отличие травли от конфликта – неравные силы.
2. Конфликт чаще возникает спонтанно.
3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее.
4. Конфликт длится недолго.
5. Конфликт можно разрешить.
Как же быть человеку, который оказался в такой ситуации? Что делать, как себя вести с обидчиками? На этот вопрос классный руководитель подсказал детям решение: если по какой-то причине, вас обижают – не молчите – обратитесь к людям, которым вы доверяете: к родителям, к учителю, школьному психологу или социальному педагогу, в школьную службу медиации и наконец по телефону доверия.
Также ребята вспомнили об участии нашей школы в реализации регионального проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях. Посетили страницу сайта ОУ «Новое школьное пространство», познакомились с ее содержанием.
В заключении выполнили упражнение «Ярлыки». Как часто людям «навешиваются ярлыки», которых они не заслужили. Ребята получили такие же ярлыки и поделились своими эмоциями, рассказали, что они чувствуют по этому поводу, после мы избавились от этих необоснованно навешанных ярлыков, разорвав их на мелкие кусочки. А взамен получили новые очень приятные для ребят наклейки-ярлыки и снова ребята поделились своими эмоциями, теперь уже они были довольны, а некоторые даже приятно удивлены.
Заканчивая нашу встречу, мы вспомнили очень важный принцип – «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», и договорились всегда помнить про закон «бумеранга».
Классный час провела М.А. Сахарова